Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Изображения:

Официальный сайт

Администрации сельского поселения Мишутинское Вожегодского района Вологодской области

Традиции православных праздников

ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДЕРЕВНЯХ МИШУТИНСКОГО И НИЖНЕСЛОБОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЙ

КСЕНИЯ МАЛЫШЕВА

Введение

Я очень люблю свой край: моих близких, родной дом, лес и речку, деревню, в которой расту. Наши северные деревни по-своему красивы, люди в них приветливы и щедры. Они умеют работать и отдыхать. С давних пор в разное время года крестьяне отмечали свои деревенские праздники, показывая доброту, щедрость, весёлый нрав, мудрость предков. Большинство деревенских праздников были православными. В каждой деревне особо отмечался какой-либо свой праздник по православному календарю. Праздники эти были распределены священником церковного прихода издавна, теперь уже даже старожилы не помнят, когда именно.

«Работ по этнографии Вожегодского района крайне мало» - отмечает в предисловии к бытовому очерку А. А. Шустикова «Троичина Кадниковского уезда» кандидат исторических наук, профессор Ф. Я. Коновалов.  Очерк был напечатан в краеведческом альманахе «Вожега» в 1995 году. Меня заинтересовала тема обычаев, нравов, религиозных устоев крестьян Нижнеслободской волости. Мне захотелось по мере возможности восстановить сведения о традициях православных праздников наших деревень.

 Деревни теперешнего Нижнеслободского поселения до установления советской власти относились к двум церковным приходам: Спасо-Преображенскому Мужевскому и Фёдоровскому. Жители же современного Мишутинского поселения являлись прихожанами Ёмбской церкви. Многие деревни теперь уже совсем опустели, те, что существуют, постепенно теряют связь с прошлым. Ещё есть люди, которые могут многое вспомнить и рассказать, нужно успеть сохранить эти живые исторические крупицы, поэтому тему своей работы считаю актуальной.

Историю появления традиций многих православных праздников мне пока не удалось восстановить, но сегодня я хочу поделиться с вами тем, что удалось собрать, благодаря воспоминаниям жителей деревень и прочитанной литературе. Многие праздники в деревнях со временем обрастали легендами, преданиями, дополнялись новыми традициями, и от этого становились ещё интересней.

Цель работы: на основании собранных материалов восстановить сведения о православных традициях в деревнях  Нижнеслободского и Мишутинского поселений; сохранить историю православных праздников.

Задачи работы:

  1. опросить респондентов, подробно записать воспоминания старожилов деревень, их родственников;
  2. обработать и систематизировать полученные данные;
  3. соотнести данные опросов с информацией  более ранних исторических источников;
  4. оформить материал в целостное описание традиций православных праздников

 

Основной метод сбора информации – беседа.

 

 В своей работе я опиралась на воспоминания старожилов деревень, их родственников, а также использовала материалы из бытового очерка краеведа А. А. Шустикова «Троичина Кадниковского уезда».

 

 

I. Из истории некоторых православных праздников в деревнях

Нижнеслободского поселения

 

В деревне Митинская  всегда на особом счету был Фролов День, который отмечался 31 августа и был посвящён святым Фролу и Лавру. В православной истории – это защитники животных, особенно лошадей. Вот и жители деревни Митинская называют этот праздник «для скота». Вспоминает Вера Валерьяновна Романцева: «В этот день весь домашний скот не выпускали в поскотину на пастбище. Для него освобождали поле из-подо ржи и гнали скотину в это поле. Из часовни выносили иконы, и прогоняли домашний скот между икон. Первых в поле вели лошадей. Как правило, делали это мужчины. Следом вели коров, затем всю остальную домашнюю живность. Сопровождали их хозяйки подворий. Дети вели овец. Когда скот был в поле, назначали пастухов и подпасков.9 октября в этой же деревне соблюдали Егорий – зимник. Скот пастись больше не выпускали.»

В деревне Павловской почитали День святой мученицы Параскевы Пятницы. Его отмечали  дважды в год: 10 ноября и в первую пятницу Петровского поста. Считалось, что именно эта икона спасла деревню от захвата её поляками, «панами», как рассказывали старожилы.  В предании говорится, что отряд захватчиков разорил уже не одну деревню и вооружённые враги приближались к Павловской. Тогда жители вынесли из часовни икону Пятницы и обошли деревню с молитвой. Когда всадники подъехали к  деревне, они не смогли в неё войти. Кони слепли, ржали, вставали на дыбы как перед стеной. Всадники разворачивались, отъезжали, всё было в порядке, но как только они приближались к тому месту, где прошли крестным ходом, всё повторялось. Испуганные воины ускакали, не причинив деревне вреда. С тех пор эту икону особенно любили. Когда уже не стало часовни, да и жителей было очень мало, местные старушки 10 ноября, нарядившись, с утра шли в дом к Ивановой Драсиде Васильевне. Икона Параскевы Пятницы хранилась там. Хозяйка украшала икону вышитым полотенцем и женщины молились. Приходили даже жители соседних деревень. После того, как  никого из местных жителей не осталось в живых, икону перевезли в Вологду. Эта история была записана со слов Спиридоновой Юлии Васильевны и Кузнецовой Архилаи Ивановны, жительниц деревни Павловская.

В деревнях Углы, Анкудиновская, Олюшинская, Павловская, Гурьевкая, Карповская, Заозерье, Хмелевская до установления советской власти  отмечали Ильин день. При этом икона Илии Пророка по очереди находилась в этих деревнях. Вот что писал в главе «Обычаи и нравы» своего бытового очерка «Троичина Кадниковского уезда» А. А. Шустиков: «В Нижнеслободской волости день Илии Пророка празднуется по очереди, например, в один год в деревне П., в другой – в ближайшей к ней О., и так далее. Крестьяне той деревни, по очереди в которой должно быть празднество, варят к этому дню пиво, на солод которого рожь сбирают подушно со всех деревень, но хмель должен быть куплен и варка пива произведена той деревней, где назначено празднество. В самый день праздника приносится в эту деревню из соседней, где было ранее празднество, общественная икона – образ Илии Пророка, который и остаётся опять в этой деревне в течение года».(4, с. 131) В деревне Олюшинской икона стояла два раза подряд. Когда-то рядом с Олюшинской была ещё одна деревня, Куненская, но её разорили и сожгли паны. Вот за эту погубленную деревню и стояла повторно икона Илии.  Жители деревень собирались на гуляние именно в ту деревне, где как говорили старожилы, «стояла Илья». Икону украшали полотенцами и ставили на улице около часовни на высокий помост. В течение дня взрослые молились, а маленькие дети могли залезть под икону. Их за это не ругали. В деревне, где стояла икона, 2 августа пекли большой каравай. Его называли «перепеча». Муку собирали со всей деревни. Каждая хозяйка приносила муки по числу едоков. Кроме этого, делали сыр из домашнего творога, тоже общими стараниями. Когда утром 2 августа хлеб был готов, каждая хозяйка уносила домой по куску от общего каравая. Величина куска опять же зависела от того, насколько большая была семья. А сыр раздавали детям. Ребятишки стояли вдоль дороги, а женщины разламывали «сыро», как его называли, и старались никого не обделить. Особенно в этот день кормили нищих. Следили за тем, чтобы никто не остался голодным. В советские времена отмечать православные праздники запретили. Иконы из часовни разнесли по домам, куда-то вывезли. Но люди тайно продолжали соблюдать установившиеся веками традиции. И в Ильин день женщины так же старались испечь общий хлеб. «Воровски», то есть таясь, носили в мисочках муку в один из домов, а потом на кусочке ржаного хлеба так же тайно уносили домой по маленькой порции домашнего сыра. Эти сведения сообщила Смирнова Людмила Степановна, коренная жительница деревни Олюшинской. Она же подтвердила рассказ Веры Валерьяновны Романцевой о том, что последней деревней, где заканчивался круг «стояния Илии» была деревня Хмелевская, ныне Митюковского поселения. Там, на Бережке, был Фёдоровский церковный приход. Названные выше деревни относились к нему. Икона Илии Пророка стояла только там, где была церковь. Перенести её за реку Кубену не разу не удалось. Поднималась гроза, был страшный ветер, начиналась буря. Эти случаи упоминаются в бытовом очерке А. Шустикова: «Образа Ильи Пророка не приносят вот по какому случаю. Лет 50, а может, и 100 тому назад этот образ был принесён туда впервые, но тотчас же поднялась такая буря, гром, что никто и никогда подобного по силе раската грома не слыхал; это было принято за желание Илии Пророка, чтобы его образ никогда не был в этой деревне». (4, с. 132) Жителей с противоположного берега называли «безканунники». Видимо, считали их в чём-то провинившимися перед Богом.

В деревне Олюшинская отмечался так же Минев день, 24 ноября.

По воспоминаниям Анны Фаустовны Лисаковой, с установлением этого дня связана интересная история. Женщины деревни Олюшинская убили свою помещицу, злую и ненавистную. Всем им грозила каторга, и одинокий крестьянин по имени Миней сказал приехавшим урядникам, что хозяйку убил он. Миней сгинул на каторге, а крестьянки под тяжестью греха не выдержали и сознались местному священнику. Вот он-то и велел вспоминать безвинно осуждённого за чужой грех крестьянина Минея. Это праздник отмечали с размахом. Заканчивались уборочные работы, можно отдохнуть. Праздновали 3 дня подряд. Варили пиво изо ржи в большом чане все вместе. 24 и 25 ноября ходили друг к другу в гости, приходили из соседних деревень, а 26 ноября собирались  в каком-либо доме на гуляние. Если народу приходило много, то распределялись на 2 дома. Веселились, плясали. Кстати, Минев день отмечали ещё в Черновской и Засухонской, это утверждает Пихтова Г. А.

Жители Нижнеслободского поселения до сих пор широко празднуют Тихонов день, 29 июня. Этот праздник считался общим для всего прихода. Накануне, 28 июня  в деревнях Даниловской и Олюшинской отмечали Тифонскую (Тихонскую). В Олюшинской гуляли на горе возле деревни. Парни в этот день посреди деревни устанавливали высокие качели. Приходили гармонисты из соседних и даже дальних деревень. Гуляли очень весело. Утром, 29 июня, прихожане собирались возле Спасо-Преображенской Мужевской церкви. Сначала все шли на службу, утреннюю литургию. Затем  на кладбище, которое располагалось рядом, поминали родных. Во второй половине дня шли за ограду церкви, где через дорогу располагались торговые ряды. Это место вдоль дороги и до сих пор называют рынком. Здесь можно было купить что-то необходимое в хозяйстве. Играла гармошка, многие плясали. Удивительно, что этот праздник в таком масштабе празднуется и в наши дни. На 29 июня, даже если это не выходной день, стараются приехать из ближних и дальних мест, из других областей и городов все, кто связан со Слободским краем, у кого живы здесь родственники или похоронены близкие. Конечно, празднование дня Святого Тихона очень изменилось со времён досоветского периода. Давно уже разрушена одна из красивейших церквей, не слышен звон колокола и слова молитв. На месте, где была церковь, растут берёзки, и в Троицу женщины ломают здесь берёзовые веточки. Но память об этом дне, который многих объединял, позволял пообщаться, увидеться с близкими, и помянуть покойных, и в наши дни очень значима среди множества памятных дней.

 

II. Из истории некоторых православных праздников деревень Мишутинского поселения

В Мишутинском поселении, на территории которого был Ёмбский церковный приход, тоже есть свои памятные дни и праздники в каждой из деревень.

В деревне Лощинская  особенно отмечается день Тихвинской иконы Божьей Матери. Тихвинская, как называют это праздник  9 июля местные жители, почитается здесь не случайно. Вспоминает Малышева Г. А.: « Когда-то давно в деревне начали умирать лошади. Этот рабочий скот был в каждом хозяйстве, потеря коней была непоправимой бедой, и жители деревни стали молить о помощи Тихвинскую Богоматерь. Падёж скота прекратился, и с тех пор односельчане считали этот день большим праздником. Поутру с иконой крестным ходом обходили часовню, которая была построена в конце 19 века. Благодарили Бога за помощь. Часовни в этой деревне теперь нет. Она сгорела в 1990 году. Местные жители считают, что произошёл этот пожар потому, что в то лето 9 июля никто не пришёл помолиться перед иконой, предпочли уехать в другую деревню на базар. Вот Бог на них и рассердился.»

Очень похожая история с возникновением праздника существует в деревне Мишутинская.

В 1907 году был мор скота, да такой сильный, что люди уже не знали, что и делать. И вот 26 июня все односельчане пришли на общий молебен. Мор скота прекратился, как считают, потому что люди «овветились», то есть, дали Богу обет всегда почитать Его и святых. С тех пор в этот день всегда было Богослужение. В советское время про этот день, 26 июня тоже не забывали. В наши дни 26 июня считают днём деревни Мишутинская.

Интересное явление можно пронаблюдать в деревне Чеченинская. Дома там поставлены в виде креста. Старожилы утверждают, что так стали строить после большого пожара в 1885 году, во время которого деревня сгорела до тла. «Все были в поле, и спасти дома и хозяйственные постройки было некому. 18 августа, накануне Преображения, яблочного Спаса, жители отслужили молебен в часовне, и после этого началось строительство новой деревни на том же самом месте. В знак того, что  крестьяне дали Богу обет, дома стали располагать в виде креста, а 18 и 19 августа с тех пор были самыми почитаемыми в этой деревне». Эту историю поведала Шумилова В. С., жительница деревни Матвеевская.

В наши дни, когда верить в Бога власти уже не запрещают, повсюду восстанавливаются храмы, а в каждом доме есть иконы, северные деревни постепенно умирают. Не хочется, чтобы забылись замечательные традиции наших предков. Я надеюсь, что смогу продолжить сбор материала о православной культуре нашей северной деревни, и внесу свой небольшой вклад в дело сохранения её истории.

 

Использованная литература:

  1. Подгорный В. Ф. Наше прошлое. Взгляд художника. СПБ., 2008 г.
  2. Чудотворные иконы. М. Логос-Медиа., 2009 г.
  3. Шмеман А. Воскресные беседы. М., 1993 г.
  4. Шустиков А. А. Троичина Кадниковского уезда. Бытовой очерк.// Вожега. Краеведческий альманах. Вологда, «Русь», 1995 г.

 

 

 

 

Приложение № 1

Список респондентов:

  1. Кузнецова Архилая Ивановна, 1913 – 2001, д. Павловская, Вожегодский район
  2. Лисакова Анна Фаустовна,  1889 – 1963,  д. Гурьевская, Вожегодский район
  3. Малышева Галина Александровна., 1934 г.р д. Мишутинская, Вожегодский район
  4. Никачева Любовь  Степановна., 1951 г. р. д. Черновская, Вожегодский район
  5. Пихтова Герта Анфилофьевна., 1933 года рождения,  д. Засухонская, Вожегодский район
  6. Розова Зинаида Николаевна, 1947 г.р. д. Халдынка, Вожегодский район
  7. Романцева Вера Валерьяновна., 1932 г. р. Д. Митинская,  Вожегодский район
  8. Сапогова Инна Алексеевна, 1947 г. р. Д. Халдынка, Вожегодский район
  9. Смирнова Людмила Степановна, 1938 г. р., д. Черновская, Вожегодский район
  10. Спиридонова Юлия Васильевна., 1925 – 2005,  д. Павловская,  Вожегодский район
  11. Шумилова Валентина Степановна., 1922 г. р. Д. Матвеевская,  Вожегодский район

 

Приложение № 2

Православные праздники в деревнях Нижнеслободского поселения

 

Наименование деревни

Православный праздник

1

Анкудиновская

21 сентября Рождество Богородицы (Богородская)

2

Гурьевская

21 сентября Рождество Богородицы (Богородская)

22 мая Никола весенний

3

Ерёминская

14 октября Покров Пресвятой Богородицы

4

Ескинская

5 сентября Никола Луппа

5

Заозерье

27 июня Елисеев День

6

Засухонская

24 ноября Минев День

7

Игнатовская

14 августа, медовый Спас

8

Карповская

22 мая Никола Весенний

9

Климовская

28 августа Успение Пресвятой Богородицы

27 сентября Воздвиженье Честного и Животворящего Креста

10

Митинская

31 августа Фролов день

11

Олюшинская

2 августа Ильин день

24 ноября Минев день

12

Павловская

10 ноября день святой мученицы Параскевы Пятницы

13

Сафоновская

2 августа Ильин день

24 ноября Минев день

14

Тоделовская

19 декабря Никола зимний

15

Углы

2 августа Ильин день

16

Федюнинская

21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы

17

Халдынка

14 октября Покров Пресвятой Богородицы

18

Черновская

24 ноября Минев день

19

Якунинская

19 августа  Преображение Господа нашего Иисусу Христа (яблочный Спас)

Приложение № 3

Православные праздники в деревнях Мишутинского поселения

Наименование деревни

Православный праздник

1

Алферьевская

9 июля  Тихвинская

2

Дубровинская

14 августа Медовый Спас

3

Есенская

9 июля Тихвинская

4

Лощинская

9 июля Тихвинская

5

Матвеевская

19 августа Преображение Господне

6

Мишутинская

Троица, Духов день

7

Патракеевкая

9 июля Тихвинская

8

Тимонинская

9 июля Тихвинская

9

Чеченинская

18 и 19 августа Преображение Господне

 

Перезентация работы Ксении Малышевой "Традиции православных праздников"

Дата создания: 18.04.2015 00:19

Дата последнего изменения: 19.04.2015 00:03

На главную страницу